Как развить ораторские способности

Согласитесь, умение красиво и убедительно говорить является важным навыком любого человека. В школе возможно у тебя был такой предмет как «Риторика», которую называют наукой об искусстве речи или красноречии, и в которую входит как раз ораторское искусство.

В древней Греции и древнем Риме умение красиво, красноречиво говорить рассматривали как искусство, наряду с живописью, музыкой и архитектурой.

Всем известные древние философы-мудрецы такие как Сократ, Платон, Аристотель – все были великими ораторами.

Искусство – это путешествие в мир человека, его гармоничной красоты – внешней и внутренней, это совершенство форм, точность линий, одухотворённость содержания. Но если например создание скульптуры или картины подразумевает зрительную красоту линий, очертаний, красок, то искусная, умелая, ясная речь олицетворяет искусство нематериальное, внутренней красоты звучаний.

Творец передает красивый образ не через картину или скульптуру, а через красиво построенные, точно друг к другу подобранные искусные слова с красивой благостной мыслью, творческим новым образом.

Но также как рисованию надо учиться, также ораторское мастерство требует обучения. Как и в любом другом искусстве в произношении речи нет каких-то одних правильных шаблонов – творчество здесь безгранично. Но чтобы начать разбираться в этом деле рассмотрим в качестве примеров теорию ораторского искусства древних мыслителей мастеров.

Аристотель 384–322 до н. э.

Одним из выдающихся ораторов Древней Греции был Аристотель. Он написал три книги по Риторике. По Аристотелю, цель ораторского искусства:

 

1. Выявить истину

2. Найти способы убедить слушателей

3. Говорить поэтично и благозвучно

4. Пробудить в слушателях бурные эмоции

В Древнем Риме одним из самых известных ораторов
был Цицерон. Он устанавливал пять основных критериев удачной речи:

·        inventio – нахождение подходящего материала;

·        dispositio – его расположение;

·        dictio – стиль;

·        actio – исполнение;

·        memoria – запоминание.


Именно ему принадлежит высказывание: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при исполнении».

Ораторский идеал Цицерона – “обилие”, сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя. При выступлении Цицерон рекомендует делать упор на точность, сдержанность и изящество речи, избегая при этом многословия.

Перечислим далее основные положения, которым советуют уделять внимание все мастера ораторского искусства.

1. Великие ораторы готовят свою речь заранее.

Хорошо подготовленная речь — это на 90% произнесённая речь — заранее произнесённая, то бишь подготовленная и, конечно, отрепетированная. А кто думает, что овладев более или менее искусством слова, может без подготовки выходить на публику, глубоко заблуждается. Она (подготовка) — основа основ, краеугольный камень, крепкий фундамент для любого оратора.

Дейл Карнеги

Дейл Брекенридж Карнеги— американский педагог, лектор, писатель, оратор-мотиватор. Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов в практическую область, разработав собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения. Основал курсы по самосовершенствованию, навыкам эффективного общения, выступления и другие.

aTqzboEXc

Выделите достаточно времени (несколько дней или даже неделю). В течение этого времени старайтесь подготовить все тезисы вашего выступления и сформировать его структуру. Для поиска свежих идей используйте различные источники: поищите что-то в Интернете, пообщайтесь со знакомыми, проанализируйте различные точки зрения и т.д. Ваша речь должна созревать постепенно. Невероятно сложно за полчаса до выступления внести в речь все существенные факты. Также велика вероятность, что вы можете что-то забыть, поэтому подготовка оратора к хорошему выступлению должна занимать достаточно большое время.

Самым ярким и известным мастером красноречия и римским оратором признан Марк Туллий Цицерон (106 — 43 до н.э.). Литературное наследие его обширно, сохранилось 58 речей.

2. Каждое наше выступление должно быть осмысленным и совершаться с какой-то целью.

 

Если целью выступления будет само выступление (выступление ради выступления), то оно будет бессмысленным, бесполезным и не принесет пользы и радости ни оратору, ни слушателям.

Важно, чтобы в вашей речи была какая-то идея, цель, смысл, польза для слушателей (именно для слушателей).

Важно, чтобы ваша речь непременно была направлена на решение какой-либо задачи, проблемы, на достижение определенной цели или даже миссии. Если вы просто будете публично высказывать свои мысли на определенную тему без пользы для зрителей, то людям будет неинтересно вас слушать. Постарайтесь рассказать о решении определенной актуальной проблемы, которая волнует ваших слушателей – это вызовет неподдельный интерес к вашему выступлению.

Вообще польза для аудитории от вашего выступления может быть разных видов:

В данном случае происходит передача знаний от оратора к слушателям с целью развить слушателей. Данный вид можно еще поделить на подвиды:

1.1 Из речи оратора слушатель человек узнает что-то новое для себя. Вы должны пополнить интеллектуальную базу слушателей, а как они ей решат распорядиться – это их дело. Примером здесь может выступать выступление преподавателя на лекции.

1.2 Слова оратора заставляют задуматься слушателей о своей жизни или обсуждаемой проблеме. Как например, если это выступление психолога, борца за экологию или философа.

1.3 Речь оратора побуждает и вдохновляет (может быть на примере собственной истории жизни оратора) начать вас развивать в себе какие-либо новые качества, например начать бегать, заниматься спортом, последовать какому-либо примеру, обучиться новому. Например, много подобные речей можно наблюдать на выступлениях TED. 

Человек может улыбнуться (а то и вовсе в голос рассмеяться) от миниатюры стендапера, восхититься от эмоционального объявления нового номера ведущего, заплакать на трогательном монологе актера. В общем, получить какие-то эмоции, настроение. Они важны любому человеку – так дайте их людям!

В данном случае цель оратора убедить аудиторию в чем-либо, купить именно эту модель телефона, пользоваться услугами именно этого банка, проголосовать на выборах, поддержать законопроект, выступить спонсором и т.д. Примеров здесь может быть много, начиная от знаменитых презентаций новых продуктов Apple Стива Джобса, предвыборных речей политиков, до убеждения друзей сходить в кино.