Взаимосвязь дисциплин "ЦОС" и "ОПИСиС" и "Теория связи"

Изучая различные дисциплины полезно помнить, что на самом деле они сформировались не разрозненно друг от друга, а происходят из одного целого. Поэтому в них можно замечать множество схожих тем.

Действительно, попробуйте заметить, что на лекциях на разных дисциплинах  преподаватели могут объяснять материал из единых тем, но с разной стороны. Например, теорема Котельникова может объясняться:

– на дисциплине «ОПИСиС» – в самой простой форме – словами.

– на дисциплине «Теория связи» – в математической форме, с формулой для восстановления сигнала из дискретных отсчетов на приемном конце системы связи.

– на дисциплине «Цифровая обработка сигналов» – с позиции фильтров, также все в математической форме, но применительно ко всей цифровой технике: аудиосистемам, цифровым осциллографам, цифровым электрокардиографам и т.д.

– на дисциплине «Цифровые системы передачи» – с позиции практического использования теоремы в системах связи.

Успешное понимание одной дисциплины принесет вам успех в понимании другой. Например, если из дисциплины ЦОС вы поняли что такое Дискретной Преобразование Фурье (ДПФ, англ. DFT) и Быстрое Преобразование Фурье (БПФ, англ. FFT), то на дисциплине «Теория связи» вы поймете, как работает система связи с технологией OFDM, в которой как раз используется Быстрое Преобразование Фурье. Если вы разобрались с тем, что такое цифровой фильтр, вы сможете понять, как осуществляется согласованный прием сигналов.

Наука цифровых систем передачи (систем цифровой связи) и наука «цифровая обработка сигналов» тесно взаимосвязаны друг с другом во многих темах. Многие операции обработки сигналов в системах связи осуществляются с помощью сигнальных процессоров (DSP). Поэтому дисциплина ЦОС является неотъемлемой частью знаний специалиста связи.

Зачем вообще пытаться видеть общее в изучаемых дисциплинах?

Только при видении целостной картины будет большее понимание отдельных вещей, при целостном восприятии вы сможете лучше и более глубоко понять отдельно взятую дисциплину.

 

Представьте, что вы учитесь играть в футбол. Сначала вы изучили дисциплину «бег». Потом дисциплину «бег с мячом», потом дисциплину «дриблинг», потом дисциплину «пас», дисциплину «навес», дисциплину «удар по воротам».

Использовать все эти изученные навыки необходимо в соединении друг с другом. Дриблинг будет эффективным и вы сможете обвести соперника, только если он идет в соединении с хорошим и уверенным «бегом с мячом». Удар по воротам будет эффективным, если он идет в сочетании с хорошим «пасом» или «навесом».

И так в любой сфере – высший результат достигается при соединении отдельных элементов.

Полное понимание того, как работают системы передачи информации приходит тогда, когда в голове складывается целостная картина из различных дисциплин. Картина будет целостной, если изученные дисциплины как элементы мозайки соединить друг с другом в единую картинку.