Кто-то может считать, что в ВУЗах мало дают практики, то есть мало лабораторных работ с современным специализированным оборудованием, мало материала, касающегося рабочей деятельности.
А так хотелось бы сразу приступить к изучению оборудования, чтобы стать специалистом.
Но в институте не дают специализированные инструкции по работе с конкретным оборудованием. Изучаются различные дисциплины более общего характера, на практиках даются задания, которые необходимо решить на листке бумаги. Есть лабораторные с настоящим оборудованием, но все тонкости его эксплуатации не разбираются. Производственным моментам не учат.
Да в обучении действительно мало практики и это можно объяснить.
Дело в том, что в вузе уже не учат на какую-то одну конкретную должность.Такой подход мог существовать раньше, до научно-технического прогресса ХХ века.
Развитие человечества во времени обуславливает сегодня тот факт, что помимо деления науки, знаний и производства на отдельные отрасли, каждую отдельную отрасль можно еще в свою очередь поделить на множество областей, направлений.
Рассмотрите, какие есть отрасли человеческой деятельности
Чтобы было понятно приведем пример касательно отрасли телекоммуникаций. Сто лет назад отрасль связи включала в себя телеграфную связь, телефонную связь и радиовещание. В те времена было мало моделей и марок оборудования и оно не менялось, не устаревало в течение нескольких десятилетий. Поэтому людей в учебных заведениях можно было учить работать на конкретном оборудовании, ведь была большая вероятность, что после техникума или ВУЗа человек будет работать с этим же оборудованием. Например, если человек учился по специальности городской телефонной связи, то он изучал принципы работы автоматической телефонной станции и на лабораторных занятиях учился работать непосредственной с ней.
Также отметим, что вариантов должностей было
немногочисленно, т.е. вариантов работы, которую нужно было выполнять в отрасли, было немного.
Однако в наше время отрасль связи включает в себя уже не только телеграфную связь, телефонную связь и радиовещание, но и космическую, спутниковую, сотовую, радиорелейную, волоконно-оптическую, компьютерную кабельную и беспроводную, связь вещей друг с другом и т.д. Моделей и марок оборудования в каждой области связи несколько десятков.
В связи с этим можно отметить следующие обстоятельства. Если студентов подробно учить пользоваться одним оборудованием, то не факт, что на предприятии будет такое же и тогда человека придется снова учить пользоваться другим. Кроме того, в сравнении с прошлым веком развитие сетей сейчас идет гораздо более интенсивно – поколения сетей, технологии сменяются очень быстро. Человека можно начать учить работать со свежей моделью оборудования, но, когда через несколько лет он закончит институт, это оборудование может уже устареть.
Если человека не научили быстро изучать и осваивать новое, самостоятельно разбираться с различного рода задачами, то он не сможет адаптироваться под что-то незнакомое, не сможет работать с незнакомым для него оборудованием, не разберется в нем.
Если человека готовили только под одну операцию, работать с каким-то оборудованием и не заложили в нем инженерные качества – способность думать, способность самостоятельно разбираться в трудных вещах, способность быстро изучать новое, то такой человек может быть бесполезен на практике.
Такому человеку будет сложно найти себе работу под его узкие специфические знания, инженером назвать его будет нельзя.
Давайте представим, что мы учимся по направлению инфокоммуникационные системы и сети.
Вспомним еще раз с самого начала желание, чтобы в институте было больше практики. Какие варианты должностей существуют в этой области, кем возможно вы будете работать после ВУЗа. Так вот вопрос: практики касательно какой должности следовало бы побольше добавить? Одна и та же практика пригодится разве всем?
Перечислим некоторые возможные должности в сфере IT/Телеком, на которые можно устроиться после института
Название должности |
Название организации |
Должностные обязанности |
Инженер-ремонтник |
К-Телеком |
Фиксирование и по возможности устранение заявок физ, юр лиц и аварий связанных с локальными и магистральными сетями |
Фронтенд разработчик |
Карбон софт |
Разработка фронтенд части по + поддержка веб-ресурсов |
Пентестер |
Белый хакер. Тестирование на проникновение — метод оценки безопасности компьютерных систем или сетей средствами моделирования атаки злоумышленника. |
|
Менеджер по развитию международного бизнеса |
НАГ |
Продажа телеком оборудования |
Модельщик |
ИНЖЕТЕХ |
Создание модели стержневой оснастки |
Ведущий аналитик |
Выясняю, как сделать то, что заказчику нужно, а не то, что он просит. Перевожу с языка бизнеса на язык разработчика и обратно. Придумываю, нахожу, предлагаю решения. |
|
Инженер сетевого оборудования |
Эр-Телеком Холдинг |
Направление технического сопровождения клиентов. Работа с сетевыми заявками от клиентов по устранению тех или иных проблем/аварий, восстановлению работоспособности услуг «Интернет, телефония, ТВ». Удаленный характер работы. |
Инженер поддержки пользователей |
Планета |
Диагностика различных неисправностей, в дальнейшим их решение |
Инженер |
Ростелеком |
Обслуживание станционного оборудования, выполнение подключений |
Инженер-тестировщик |
Наг |
Написание автоматических тестов для оборудования |
Инженер |
ПАО МегаФон |
Проработка технической возможности подключения услуг клиентам по различным технологиям последней мили, реализация технических решений (составление схем подключения) |
Инженер связи |
Свердловская Областная Больница №1 |
Настройка АТС и различных МИНИ-АТС, работа с абонентами внутри больницы, подготовка нормативных документов, контроль за работой подрядчиков, и всякие текущие задачи, которые ставит начальство |
Ведущий инженер |
ПАО Сбербанк |
Сопровождение СПО Серверов приложения |
Старший инженер по сопровождению |
сбербанк |
Администрирую систему повышения киберграмотности пользователей |
Начальник отдела АСУ |
Южный автовокзал |
обслуживание всей сети всего оборудования южного автовокзала и станций по Свердловской области |
Инженер |
ПАО Сбербанк |
Мониторинг сетевой инфраструктуры, обработка потока входящих обращений/инцидентов, поступающих от пользователей |
Начальник бюро связи |
Обеспечение бесперебойной работы устройств и линий связи. Восстановление работоспособности телефонии |
|
Инженер радио систем микроволновой связи |
ZTE Corporation |
Ввод в эксплуатацию радио оборудования, отладка, тестирование, обновление версий, устранение неполадок. |
Сетевой администратор |
Настройка и мониторинг серверов, серверного оборудования и активного сетевого оборудования (Zabbix). Развитие, модернизация и оптимизация пакетных сетей. Администрирования и настройка офисной АТС (Asterisk), онлайн АТС |
|
Ведущий сетевой инженер (в банке) |
СКБ-банк |
Развитие и сопровождение региональной сети Банка, телекоммуникационной инфраструктуры локальной вычислительной сети. |
Инженер Группы мониторинга позиций |
Мотив |
Мониторинг работоспособности мобильной сети Компании (GSM, LTE). Диагностикой и локализацией причин неисправности оборудования/повреждений. |
Devops в службу сетевой разработки |
Яндекс |
Обеспечение доступности сервисов сетевой инфраструктуры. Совершенствование стабильности систем, от которых зависит работа сети Яндекс |
Инженер Отдела сети передачи данных |
Обслуживание серверов и контроллеров WiFi, видеонаблюдения. |
|
Инженер спутниковой связи |
Работ с оборудованием сети спутниковой связи iDirect. |
|
Инженер группы анализа радиосетей |
Проведение натурных измерительных работ (драйв-тестов) для определения действующих параметров мобильной сети |
Как видно из таблицы, должности могут быть самые разные и невозможно обучать всем обязанностям всех должностей в институте.
Можно подготовить только отдельные учебные программы под нужды какой-то компании, для того чтобы готовить целевые кадры.
Общим для всех ВУЗов учебным планом предполагается, что студенты получают практику в летнее время после 2-го и 3-го курса обучения на каком-либо предприятии или в IT-компании, а также во время преддипломной практики.
Таким образом, поскольку обучать человека под какое-либо одно конкретное оборудование или должность нерационально и непрактично, в ВУЗе дают знания и умения универсальные. Во-первых, человеку дается общая база знаний, которой должен обладать любой специалист и любая личность с высшим образованием. Во-вторых, человеку даются задания, на основе которых он развивает и оттачивает свои навыки думать, размышлять, производить инженерные расчеты, логически мыслить, запоминать, анализировать и делать выводы. Все эти навыки (скилы) помогут потом справляться с обязанностями любой должности. С ними человек сможет устроиться на любую работу, разобраться с любым оборудованием, освоить неизвестные технологии.
В институте задания как тренажеры, на которых можно учиться и если вы ошибетесь с заданием, вас за это не уволят, а подскажут в чем ошибка.
Во благо